Анри Руссо | izo.kg

izo.kg

Галерея ИЗО Кыргызстана

Анри Руссо

Удивительно, но “наивное искусство” действительно существует, и это не пейзажи влюблённых студенток и доверчивых барышень.  

Термин «наивное искусство» появился в ХХ веке, и обозначал творчество художников-самоучек. Иными словами, это творчество мастеров без художественного образования. Работы “наивных”  художников, как правило, очень похожи на детские рисунки —  в них не соблюдаются правила перспективы, нарушена анатомия человека или животных и используются  яркие нестандартные цвета.

К наиболее знаковым представителям такого искусства относят Анри Руссо и Нико Пиросмани. Сегодня я расскажу вам о первом: о французском художнике, который является одним из родоначальников наивного искусства, Анри Руссо.

Долгое время профессиональная деятельность Анри Руссо  была никак не связана  с живописью: так, он  успел поработать судебным приставом —  эта работа была ему в тягость, поскольку по долгу службы он вынужден был накладывать аресты на имущество бедняков. А его это тяготило. После Руссо устроился в парижскую таможню.  Работая на таможне, Руссо начал рисовать, за что впоследствии и получил насмешливое прозвище, быстро распространившееся среди парижской богемы — “Таможенник” Руссо. В таможне он проработал более 20 лет. Странный выбор профессий для творческого человека, не правда ли? Но Руссо почему-то предпочитал работать на нелюбимых работах, но при этом заниматься  любимым делом. 

Говоря об Анри Руссо, нельзя не упомянуть о его невероятном добродушии. Знавшие его люди всегда отмечают его мягкий характер, и пожалуй, именно его доброта запомнилась им прежде всего. Добродушие нередко помогало Руссо в творческой жизни, поскольку люди охотно шли навстречу такому добряку и старались его поддержать. Поэт Альфред Жарри — тот  самый, что наградил Руссо прозвищем “Таможенник” ввёл его в круг парижской богемы просто потому, что считал художника невероятно милым и талантливым. Иными словами, он практически стал первым продюсером Руссо. А французский художник Феликс Клеман помог Руссо заполучить разрешение на копирование в учебных целях работ, находящихся в Лувре. Он же познакомил художника с бароном Леоном Жеромом, при поддержке которого Руссо смог арендовать художественную мастерскую на вполне адекватных условиях.

Сам Пабло Пикассо восхищался творчеством Анри Руссо, что невероятно — Пикассо вообще особо никем не восхищался.  Но однажды  даже устроил ужин в честь “наивного” художника, где Руссо ему сказал свою знаменитую фразу: “Пикассо, вы и я — величайшие художники нашего времени, вы — в египетском стиле, я — в современном”.

Однако в самом начале творческого пути у художника все было не так радужно. И мы сейчас не про работу на таможне и суде. Сейчас про творчество. Работы Руссо, впервые выставленные на Салоне Независимых, были не поняты и осмеяны большинством. Хотя именно этот Салон позиционировал себя как цитадель всего нового, неожиданного и непонятного. На этой выставке, кстати, творчество Руссо высоко оценили художники Поль Гоген и Камиль Писарро. Широкая же публика кране негативно восприняла работы Руссо и долгое время после этого, художник очень переживал по поводу неудавшейся выставки. Но всё же собрался и продолжил писать полотна и в конце концов, Руссо получил признание среди кубистов и сюрреалистов. 

Есть интересная история, о которой самое время здесь рассказать. 

 Как-то раз Пикассо зашёл в лавку торговца картинами. Там он  и увидел среди кучи картин едва выглядывающий женский портрет, поразивший его в самое сердце. Пикассо спросил торговца, продаётся ли портрет, на что тот ответил: “Конечно, продаётся.  Эту дрянь написал художник по фамилии Руссо. Но  сам по себе холст вполне хорош, и может вы бы  смогли найти ему достойное применение”. Пикассо приобрел  этот портрет всего лишь за 5 франков, что тогда равнялось стоимости чистого холста, а не картины. То есть, по сути он приобрел полотно за бесценок. Потом, когда Пикассо показал эту работу самому Руссо, художник сказал, что это был портрет польской школьной учительницы, написанный им много лет назад. Штора, слева от женщины, изображена для того, чтобы придать картине восточные мотивы, а пейзаж на фоне которого позирует женщина — это местность у  Парижа. Картина до сих пор считается одним из самых знаковых полотен Анри Руссо.

error: Content is protected !!