История одной выставки: «Джоконда в Москве» | izo.kg

izo.kg

Галерея ИЗО Кыргызстана

История одной выставки: «Джоконда в Москве»

Начало июня тысяча девятьсот семьдесят четвертого года. Россию облетает новость: Великая картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» побывает в Москве. Картина летела из Японии в Париж. Для ее безопасности был изготовлен пуленепробиваемый футляр. «Джоконда» пробыла в столичном музее два месяца. За это время выставку смогли посетить триста одиннадцать тысяч сто человек. В день картину видели около четырех тысяч. Очередь двигалась как конвейер. Каждый мог рассматривать Мону Лизу не более тридцати секунд.

«Немного печально, неотрывно глядит девушка в джинсах на «Джоконду»,— описывал корреспондент «Огонька» посетителей и атмосферу в зале, где за пуленепробиваемым стеклом висела картина.— Седой мужчина прижал к груди шляпу и весь вытянулся, устремился к «Моне Лизе», вижу слезы на его глазах. Бинокли, бинокли. Люди хотят быть ближе к «Джоконде». Рассмотреть ее кожу, ресницы, блики зрачков, биение пульса в углублении шеи — и это не чудо, это мастерство Леонардо» — так описывает выставку журнал «Огонек».

Все это стало возможным благодаря двум женщинам: Екатерине Фурцевой и Ирине Антоновой. Антонова в то время была главой музея изобразительных искусств имени Пушкина. Фурцева – министром культуры СССР.

«Я ей рассказала, кто такой этот Леонардо да Винчи, про его шедевр «Джоконда» и какой это будет успех и ее личный триумф, если мы сможем выставить картину в Москве. «Вы даже не представляете, Екатерина Алексеевна, какой это может иметь резонанс», — заключила я. Она выслушала и говорит: «Я попытаюсь». Но если уж быть совсем честной перед историей, то она выразилась так: «Французский посол в меня влюблен. Поговорю с ним, может, во имя любви договорится со своими». Слово Фурцева сдержала. К «влюбленному» французскому послу сходила и поговорила. И он, судя по всему, прекрасной даме не отказал — тоже поговорил с кем требовалось. И все получилось. Через месяц Екатерина Алексеевна позвонила и сказала: «Ирина Александровна, все сложилось. Будет вам ваша «Джоконда». Но французы выставили условие, что витрина для экспозиции должна состоять из пяти слоев стекла. Еще они обговорили климатические условия — влажность, освещение, температуру. И уровень охраны, разумеется. Невероятные, сложнейшие условия. Мы на все дали согласие. Но требуемое стекло в России не производили. Только на Украине. Мы и заказали. Екатерина Алексеевна распорядилась через Хрущева.» — рассказывает Ирина Антонова в своей автобиографической книге.

Турне, в рамках которого «Мона Лиза» побывала в Пушкинском музее, стало последним на данный момент случаем, когда картина покидала Лувр.

Валерий Жернаков.

error: Content is protected !!