Три фурии импрессионизма | izo.kg

izo.kg

Галерея ИЗО Кыргызстана

Три фурии импрессионизма

Искусство не принято делить на женское и мужское. Хотя бы потому, что это всё таки искусство, а во-вторых, кому нужна эта делёжка? Но эта статья посвящена трём гранд-дамам импрессионизма, не потому что они женщины. А просто потому что импрессионизм без них был бы немножко менее хрупким, нежным и трогательным. Итак, знакомьтесь или просто встречайте: Берта Моризо, Мэри Кассат и Мари Бракемон — удивительно разные и такие похожие художницы. 

 

  1. Берта Моризо — французская художница и единственная женщина, которая приняла  участие в первой выставке импрессионистов, проходившей в 1874 году в фотоателье Надара. У Моризо, надо сказать, были все возможности для того,чтобы стать знаменитой, единственной и талантливой: она родилась в состоятельной семье,  и ее родители поддерживали стремление дочери заниматься живописью. Более того, специально для Берты была создана домашняя мастерская, где она могла заниматься творчеством в своё удовольствие. Также Моризо училась у знаменитого художника Камиля Коро, который, в свою очередь, оказал огромное влияние на импрессионистов и являлся буквально знаковой фигурой в мире живописи.  И конечно, в итоге Берта Моризо стала довольно известным художником — академистом, а ее работы публика ценила достаточно высоко.

    И вдруг неожиданно Моризо изменяет свой уже узнаваемый стиль и примыкает к импрессионистам. Это стало довольно значимым витком и в творческом пути и в личной жизни художницы. Биографы и искусствоведы утверждают, что столько разительным переменам в жизни Моризо есть вполне простое объяснение — в 1868 году Берта знакомится с художником Эдуардом Мане, который хотя и не относил себя к импрессионистам, но поддерживал это течение и даже дружил с некоторыми представителями этого жанра живописи. Именно Мане вдохновил художницу на новую манеру рисования, а Моризо, в свою очередь, вдохновила Мане на написание более десятка ее портретов. И конечно, не обошлось без трогательной истории о большой любви, но Эдуар Мане был прочно женат, а Берту не устраивало положение любовницы. Они расстались, а в 1874 году Берта вышла замуж за родного брата Эдуара Мане — Эжена. У них  родилась дочь Жюли, которая стала для Берты новым вдохновением в ее творчестве.

    О муже художница говорила так: “Я вышла замуж за прекрасного, честного молодого человека. Думаю, он искренне меня любит. Я долго гонялась за иллюзиями, которые не сделали меня счастливой, теперь начинается настоящая жизнь”.

2. Мэри Кассат — американская художница с весьма интересным творческим путем. Она, так же как и Моризо, родилась в состоятельной семье. На этом их схожесть заканчивается — семья Кассат была категорически против увлечения дочери живописью, но Мэри была весьма упорной девочкой и буквально вынудила семью отправить  её на учёбу в Пенсильванскую академию изящных искусств. Там Кассат проучилась два года и в полной мере осознала несколько предвзятое отношение к женщинам — художницам и решила уехать в Париж. Семья девушки была опять же против  —  в то время в Америке средний класс придерживался достаточно консервативных взглядов и считал, что истинное предназначение женщины — это замужество и материнство. Но упорство девушки снова взяло своё, и в итоге она поехала в Париж вместе с сестрой и матерью.

Изначально Мэри писала в академическом стиле (так же как и Моризо), но после поняла, что это не для неё. академизм казался ей достаточно скучным и прозаичным, и увидев работы одного из ярчайших представителей импрессионизма Эдгара Дега, она поняла, как она хочет писать. И уже в 1879 году Мэри Кассат впервые участвовала в выставке импрессионистов, где пользуется заслуженным успехом. Через несколько лет импрессионизм постепенно стал терять свою популярность, и Мэри Кассат наконец нашла свой собственный стиль, а изображение взаимоотношений матери и ребёнка стало главной темой ее творчества, несмотря на то, что детей у художницы не было. Кассат стала востребованной ( или как сказали бы сейчас, продаваемой) художницей и  получила признание как во Франции, так и в Америке.  Сейчас же она известна во всем мире.

3. Мари Бракемон — тоже изначально академист, как и две предыдущие художницы. Обучалась она у Жана Огюста Доминика Энгра — достаточно известного академиста того времени. Но и тут роковое знакомство сыграло огромную роль — она встретила импрессионистов Эдгара Дега и Пьера-Огюста Ренуара, бросила академизм и практически ворвалась в это течение, как яркая комета. Мари Бракемон не раз участвовала в выставках известных импрессионистов, а ее работы высоко оценил Клод Моне. Но в отличие от двух предыдущих художниц, её творческий путь оказался очень коротким — этому помешал брак. Муж Кассат, который тоже был художником, неприкрыто завидовал успеху жены и вынудил ее оставить живопись.

error: Content is protected !!